понедельник, февраля 23, 2009

Как вернуть деньги за товар, который не подходит

Украинские покупатели только учатся "качать права".

Как вернуть деньги за товар, который не подходит



Многие из нас до сих пор убеждены, что пытаться вернуть товар в магазин стоит лишь в том случае, если купленная вещь разваливается на глазах. Но все же ряды "перевоспитанных" потребителей понемногу ширятся.

Теоретически многие знают, что вернуть продавцу можно практически любой товар, независимо от того, куплен он за наличные или в кредит, за полную стоимость или на распродаже, в стационарном или интернет-магазине. Но на практике чаще всего оказывается, что сделать это по каким-либо причинам трудно, а иногда почти невозможно. Ответ на главный вопрос, волнующий потребителя.

Человеку свойственно ошибаться

Именно эта расхожая фраза вспоминается покупателю, когда он рассматривает очередную неудачную покупку. Вроде бы и цвет остался тот же, и размер, и брака нет, но... разонравилась! В спокойной домашней обстановке вещь вполне может потерять свою ценность для конкретного потребителя, и тогда неизбежно встанет вопрос о ее возврате в магазин.

Вернуть неудачное приобретение по закону можно, однако придется уложиться в двухнедельный срок. Понятно, что продавцы вам не слишком обрадуются, но тут уж вам выбирать, чье хорошее настроение для вас дороже - продавца или собственное. Что касается законодательной базы, то в Законе "О защите прав потребителей" все сформулировано предельно четко: "Потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворяет его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован им по назначению".

"Невозвращенцы"

Как и в любом правиле, в непростом деле возврата товара есть исключения. Постановлением Кабмина №172 от 19.03.1994 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей" утвержден Перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену (возврату). Кроме продовольственных товаров, лекарственных препаратов и средств, предметов сангигиены, в этом перечне представлен полный список непродовольственных "невозвращенцев". К ним относятся:

- фотопленки, фотопластинки, фотобумага;

- корсетные товары;

- парфюмерно-косметические изделия;

- перьевые и пуховые изделия;

- детские мягкие и надувные игрушки;

- зубные щетки;

- мундштуки;

- аппараты и помазки для бритья;

- расчески, гребешки и массажные щетки;

- сурдины (для духовых музыкальных инструментов);

- скрипичные "подбородки";

- перчатки;

- ткани, тюлевые, гардинные и кружевные полотна;

- метражные ковровые изделия;

- нательное и постельное белье;

- чулочно-носочные изделия;

- товары в аэрозольной упаковке;

- печатные изделия;

- линейный и листовой металлопрокат, трубная продукция;

- пиломатериалы, плинтусы, наличники, плиты, фанера, стекло, нарезанные или раскроенные по размеру, определенному заказчиком;

- аудио-, видеокассеты, диски для лазерных систем считывания с записью;

- парики;

- товары для грудных детей (пеленки, соски, бутылочки и т.д.);

- инструменты для маникюра и педикюра;

- ювелирные изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Только цифры

Разумеется, все вышесказанное не относится к товарам ненадлежащего качества - в этом случае потребитель имеет право требовать возврата денег либо замены товара на аналогичный безо всяких ограничений. А если продавец откажется возместить вам убытки, вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы, организации по защите прав потребителей, территориальные органы Госпотребстандарта. И, надо сказать, подобные обращения действуют!

Как рассказал директор департамента потребительской политики и рекламы Госпотребстандарта Павел Пастушенко, "несмотря на то, что в нынешнем году нам не выделили средств на проведение лабораторных исследований качества продукции, это не означает, что жалобы потребителей останутся без внимания". Эксперт напомнил, что согласно статье 42 Конституции Украины, государство защищает права потребителей, осуществляет контроль качества и безопасности продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности общественных организаций потребителей. "Поэтому мы все так же проводим плановые проверки и внеплановые - по заявлениям потребителей", - заверил Пастушенко.

Комментариев нет: